четверг, 30 августа 2012 г.

Nieuport, 1600. Испанцы против ветра

Суббота 25 августа выдалась особенной: мы сыграли в две игры, и обе, прошу заметить, тактические, и на не самые популярные темы. Почувствовал себя гурманом, отведавшим сразу два деликатеса. Вкус у обоих оказался, как и положено, "списфисський". Поскольку по ходу написания краткий фотоотчёт превратился в довольно подробный анализ игры, я решил не сваливать две игры в одну кучу, а посвятить каждой отдельную статью.
Итак, в этой статье я расскажу об игре Nieuport, о ходе нашего сражения и о своих впечатлениях.

Nieuport, 1600



Свежая игра, вышедшая во французском варгеймерском журнале Vae Victis. Это вторая игра в серии, первая была посвящена религиозным войнам во Франции (это когда там "жил-был Анри Четвёртый"). Вообще же правила игры основаны на системе Musket & Pike Battle Series от фирмы GMT Games, только сильно упрощены (правила сокращены в четыре раза!) и несколько изменены в соответствии с эпохой.
Что же это была за битва, и что за время? Рубеж двух веков, разгар Нидерландской буржуазной революции, как называли её у нас, или Восьмидесятилетней войны за Независимость, как говорят сами голландцы. Северная половина Нидерландов уже независима. Молодой талантливый главнокомандующий Мориц Оранский начинает кампанию за освобождение южной части. Он перевозит свои войска по морю, высаживает их на берегу Фландрии и осаждает крепость Ньюпорт. Тем временем австрийский эрцгерцог Альбрехт, наместник Испанских Нидерландов, собирает небольшую армию и спешит на выручку осаждённым.
Мориц узнаёт об этом, снимает осаду и выстраивает армию на берегу. С этого момента и начинается игра.



Морица Оранского можно узнать по рыжей бороде...
...а Альбрехта Австрийского - по "габсбургской" челюсти


Кубик решил, что я буду отстаивать честь и традиционный мировой порядок, установленный  Испанией, а Илья - прогрессивный нидерландский взгляд на государство.


Начальная расстановка, к сожалению, не сохранилась. Но ничего страшного, на фото первая активация первого корпуса в первый ход. Авангард (а скорее, правый фланг) испанцев идёт в атаку. Видно, что испанская армия построена в линию, в то время, как голландцы растянуты в глубь. Собственно, голландцев в армии у Морица - лишь пятая часть. В основном - англичане, французы, немцы. Все готовы поддержать национально-освободительное движение против "жандарма Европы", Филиппа Испанского.


Крупный план. Терция дона Мендосы атакует англичан под предводительством капитана Френсиса Вира. Мушкетёры, стоящие справа от терции, уже получили своё при стрельбе - они расстроены (фишка лежит обратной стороной вверх).

Вообще, у отряда есть 4 состояния: боеготовый, расстроившийся, потрясённый, разбитый. После ближнего боя все отряды теряют один уровень состояния. То есть, даже после самой успешной атаки полноценный отряд становится расстроившимся.
Но не это самое страшное, хуже то, что после успешной атаки (если противник отступил или уничтожен), ваш отряд обязан наступать, и может получить залп от второй линии войск противника из-за которого весьма вероятно станет потрясённым (не сможет двигаться, и получит штрафы к морали и стрельбе). После этого в ход противника он может получить ещё один залп (стрелять и даже драться в ближнем бою можно при любом приказе) и с ещё большей вероятностью станет разбитым. В этом состоянии отряд сначала автоматически отступает, а затем каждый ход бежит к краю карты. Причём, если это кавалерия, то с ОД = 10 она может сбежать с поля боя за один ход. Вот так за один ход после удачной(!) атаки вы можете потерять отряд...

Хотя в принципе система, когда отряд автоматически теряет один уровень после ближнего боя, мне нравится. А вот то, что отряд также теряет уровень при любой неудачной проверке морали (не только из-за стрельбы, но даже при попытке собраться!) - это как-то слишком. 




Отряд Вира был сметён с холма (вернее, это дюны, дело же происходит на берегу). Однако, испанцы увлеклись преследованием. Я удачно бросили кубик на дополнительную активацию, но вместо того, чтобы заменить приказ для авангарда с Атаки на Марш (что даёт возможность не атаковать, а отдохнуть, восстановить отряды), я решил провести вторую атаку по разбитому потрёпанному отряду Вира. В результате, уже расстроенная терция была полностью уничтожена огнём соседних отрядов англичан.

Как я уже упоминал, стрельба здесь не наносит непосредственных хитов, а лишь заставляет пройти проверку морали. Но эту проверку с каждым уровнем потерь становится пройти всё труднее и труднее. И, что хуже, после каждой неудачной проверки отряд теряет ещё один уровень. Итого, две неудачные попытки собрать расстроившийся отряд - и вот он уже бежит с поля боя.

В общем, два залпа, две проверки морали, и вместо терции - пустое место. Она даже не успела атаковать отряд Вира в ближнем бою.
Дальше, как можно увидеть на том же фото, активизировался испанский центр, фишки с синими цифрами. Та же тактика, что и до этого, терция атакует отряд на холме в лоб. На этот раз на холме пушка, но её выстрел не приносит потерь - терция успешно проходит проверку морали. Справа вновь мушкетёры. Никакой поддержки в ближнем бою, увы, не дают. Теоретически, могут давать, но для этого должны повернуться в сторону противника, а поворот в игре почему-то стоит в два раза дороже движения. А вот стрелять они могут и в боковые гексы, без штрафов. Странно как-то...



И снова победа, холм взят, артиллерия уничтожена, отряд противника бежит! Активизируется левый фланг. Кавалерия скачет вперёд и атакует. Но, к сожалению, у противника кавалерии больше и она качественней. Поэтому результат, скажем так, неоднозначный. Жандармы, вооружённые пиками, выглядят какими-то "недо"-войсками: штраф "-2" к атаке кавалерии и пехоты, нет пистолетов - не могут стрелять, в отличие от всех других типов кавалерии, и не могут восстанавливаться полностью (опять-таки, все остальные войска могут). Надо на них сразу писать - "одноразовые".

Кстати, получается, что кавалерия в игре стреляет лучше, чем пехота - у обеих есть возможность получить бонус +2 к стрельбе, потратив на это 2 очка движения. При этом у пехоты 4 ОД, а у кавалерии 10. Ясно, что кавалерия чаще пользуется этим бонусом.



Вот они, красавцы-жандармы. Один, с буквой G на жёлтом фоне - расстроен, теперь его мораль на всю игру не больше 6 (самое низкое значение среди отрядов). Второй и вовсе потрясён - на нём маркер "E": движение - 0, штрафы к стрельбе и морали.



Ситуация на конец первого хода. Илья подтянул все войска и построил их в две линии. У меня же не хватает сил и на одну линию - справа пустота, лишь отряд аркебузиров да разбитые мушкетёры дона Мендосы.

Кстати, стоит упомянуть, что у испанцев в этом сценарии есть ещё одна проблема - солнце светит в лицо, а ветер несёт песок в глаза, мешая им стрелять. В результате - штраф ко всей стрельбе в сторону запада (а испанцы наступают как раз на запад), получите и распишитесь.



Критический момент. Второй ход. Мои терции в центре атаковали, но очень неудачно. Вернее, удачно - заставили врага отступить, но сами должны продвинуться вперёд после атаки, где и попадают под залпы многочисленных голландских отрядов. Результат - одна победившая терция разгромлена и бежит (вместе с командиром центра!), вторая - потрясена и охвачена с фланга, почти не имеет шансов пережить сначала огневой, а затем ближний бой в ход противника.
Командующий армией, Альбрехт (по-испански, стало быть, дон Альберто), не подхватывается отступающей пехотой (в игре почему-то нет такого правила), а остаётся вместо этого один в чистом поле по соседству с вражеской пехотой. Это ещё более удивительно, если учесть, что по правилам дон Альберто, как бы сказать, несколько трусоват - он не может добровольно подходить впритык к противнику, так что отступить вместе с бегущей терцией, казалось бы, ему сам бог велел. Ан нет, доблестный эрцгерцог остаётся в одиночку прикрывать отход своих расстроенных войск. В свою активацию Илья спокойно берёт его в плен.



Командир левого фланга, бельгиец Бюкуа пытается сменить приказ, но безуспешно - он снова должен атаковать. Но кого? Кавалерию пехота в игре атаковать не может, есть возможность только пострелять по ней. Приходится идти вправо, атаковать отряд с командиром (на котором лежит маркер приказа "Марш"). А это значит - получить три залпа в упор, а затем ещё одну предварительную атаку от отряда с фланга, перед тем как провести собственную атаку. Каков же будет результат?



А вот он: терция Бюкуа потрясена и отходит, не успев даже атаковать противника. Кавалерия, прикрывавшая фланг, тоже потрясена. Из всего фланга целы лишь конные аркебузиры. Но они слишком далеко от командира и во время активации должны не стрелять, а отходить.



Конец третьего хода. У голландцев всё ещё приказы "Марш". А приказ "Атака" им и не нужен, они всех расстреляли и разбили и без него. Я потратил этот ход ход на попытки сменить приказы и на восстановление отрядов. Впрочем, восстанавливать почти нечего - половина армии уничтожена или сбежала с поля, другая половина - потрясена. Единственный слабый шанс - подход подкреплений, который может произойти как раз начиная с конца третьего хода. Вот только вероятность этого пока лишь 10%. Бросаю кубик - неудача.
Дальше играть нет смысла - воевать просто некем, я сдаюсь.


Впечатления


Впечатления от игры остались неоднозначные. По сравнению с Musket & Pike Battle Series система стала как-то беднее. Три приказа вместо четырёх сильно упрощают выбор: атакующий – Chargez, обороняющийся Marchez. Атакующему невыгодно менять приказ на Marchez, уж лучше сразу на Ralliez, чтобы попытаться восстановить расстроенные все войска.

Теперь о терциях, вы видели их двойные фишки на фотографиях. Это крупные пехотные соединения, которые использовались испанцами, как тараны, для пробития вражеской линии. Однако в игре они оказались колоссами на глиняных ногах – неповоротливые, могут атаковать только в один из трёх передних гексов (обычные отряды могут атаковать в любой из двух передних), по сравнению с двумя небольшими отрядами имеют в два раза меньше «прочности». И, кроме того, как и любая пехота, не могут атаковать кавалерию в ближнем бою. То есть, расставив грамотно кавалерию, противник может просто не пропустить терцию к линии своей пехоты. В рамках правил терции – это худшее, что испанцы могли выдумать для пешего боя.
В качестве восстановления репутации терций, я бы предложил бросать за них два кубика при атаке и проверке морали, и выбирать лучший результат.

В сценарии явный перекос баланса в сторону голландцев. Их мораль очень высока, пехота многочисленна и отлично стреляет, кавалерия также превосходит испанскую в количестве и качестве. И при всём этом их задача – обороняться. У испанцев же - неуклюжие терции, кавалерия с пиками вместо пистолетов, трусоватый главнокомандующий, ну и конечно стрельба против ветра. Даже если испанцам вначале будет сопутствовать удача, и у них как-то получится разбить первый эшелон голландцев, те смогут нанести удар свежими силами второй и третьей линий по потрёпанным терциям. При другом варианте развития событий, если испанцы отложат атаку до прихода своих подкреплений (небольшого числа не очень качественных войск), голландцы успеют выстроить мощную линию обороны, опирающуюся на холмы и артиллерийские батареи, которую очень трудно взломать.

Меня несколько раз спрашивали, за что я не люблю журнальные игры. Вот за это, за несбалансированность, невнимание к деталям, недостаточную тестированность, за неэргономичность и неинтуитивность правил.
Например, при проверке морали, проверке на продолжение активации или перехват надо выбрасывать меньшее значение, поэтому положительные модификаторы вычитаются из броска. А при атаке и стрельбе нужно выбрасывать большее значение, и положительные  модификаторы прибавляются. Такая путаница очень сбивает во время игры.

В общем, я бы не рекомендовал эту игру начинающим игрокам, несмотря на достаточную несложность правил и небольшое количество фишек. Несбалансированный сценарий и неаккуратно "перепиленная" система могут отпугнуть их от тактических варгеймов. Это скорее игра для коллекционеров, собирающих все игры по определённой эпохе.

Что касается меня, то я хотел бы сыграть в другую игру по этой системе, «Париж стоит мессы», там больше кавалерии и нет терций, возможно это спасает игру.
И кроме того, захотелось вновь сыграть в оригинальную, неупрощенную «мушкетопику», в которой мораль и построение отряда разделены, кавалерия не стреляет лучше пехоты, а терции вдвое мощнее обычного отряда, что превращает их действительно в ударную силу. Надеюсь, что осуществлю это в будущем. Тем более, что в сентябре выходит новая, уже шестая игра в этой серии:


Ждём!

Комментариев нет:

Отправить комментарий